Наша оценка

 


[Главная][Клиентам][Светотехника телевизоров][К списку статей]

 

    Мы назвали статью "светотехника телевизоров", пытаясь обобщить различные параметры, влияющие на восприятие человеком телевизионного экрана. Мы намеренно многое упростили. Эта статья всего-лишь выражает наше мнение по вопросу и не является поводом для дискуссий. Итак, начнём.


    Телевизор - явление массовое, он есть в каждом доме. Это благодаря электронно-лучевым трубкам. Не так давно стали распространяться телевизоры на базе экранов с жидкими кристаллами (ЖК) и люминесцентных (т.н. "плазма"). Появилась возможность сравнивать разные телевизионные технологии.
    Отступление. Когда-то, много лет назад, проводилось исследование влияния индикаторных пультовых лампочек на работающего за пультом оператора. Было выяснено, что лучше всего "усваивается" рассеяный свет люминесцентных индикаторов. Это те же "неоновые лампочки", но покрытые изнутри люминофором. - Берём это как отправную точку.
    Значит, для человека наиболее предпочтителен "шумовой" спектр света и его поляризации (про поляризацию - отдельный разговор, касается ЖК-телевизоров). Теперь, следуя логике, выберем антагониста - это когерентный точечный источник света, мы все его знаем. Это лазер, вредный для здоровья. Предупреждения об этом написаны на всех лазерных устройствах.
    Светодиод - родственник лазера. Посмотрите подольше на светодиодные рекламные панели, и всё станет ясно. Не так давно была в моде синяя светодиодная подсветка и индикация. Глаза выбирают оранжевый (и жёлтый) не из-за цвета (действие на психику мы не рассматриваем), а из-за особенностей его получения - это смесь красного и зелёного, то есть широкий спектр.
    Исходя из вышесказанного, сравнивать можно по качеству лишь электронно-лучевые трубки (ЭЛТ) и т.наз. "плазменные" панели. Жидкие кристаллы - совсем другая история, их матрицы разнообразны (в попытках приблизиться к ЭЛТ-телевизорам), ниже мы их рассмотрим, а пока - по порядку.

    Если кто-то скажет, что размер не имеет значения - не верьте. Чем больше - тем лучше. Исключения существуют, однако для большинства - диагонали 54см при просмотре любимого фильма недостаточно.


     Умные головы просчитали всё давно - основная масса цветных телевизоров когда-то выпускалась с диагональю 61(59)см, прибл. 25 дюймов, что и есть минимально комфортный размер для комнаты в малогабаритной квартире. Плазменные панели задумывались для реализации диагоналей более 1 метра при сравнимом с кинескопами качестве. Увы, принцип их работы не позволяет получить долговечность. Возбуждение света разрядом прямо позади точки люминофора гарантированно вызывает его деградацию, а одновременно возникающие утечки в высоковольтной цепи - полный отказ всей панели. Тем не менее мы снимаем шляпу перед теми инженерами, которые заставили это квадратное колесо катиться.
     Плазменная панель - действительно чудо техники. С точки зрения пользователя, недостатков по изображению всего два, они обусловлены трудностями раздачи высокого напряжения по точкам - малая скорость сканирования (эффект мерцания сбоку) плюс мало градаций яркости (при высоком напряжении трудно управлять силой разряда). Проблемы, кроме долговечности, принципиально решаемы, всё зависит от компромисса по стоимости. Глазам может не понравиться только эффект мерцания конкретной модели, если окажется заметным. Ну и конечно, качество оцифровки. Оно здесь приблизительно аналогично 100-герцовым ЭЛТ-моделям, в отличие от ЖК-телевизоров, где оцифровщик должен быть (но редко бывает) привязан к скоростным характеристикам ЖК-матрицы.
    Кстати, 100-герцовость телевизора ЭЛТ не является радикальным преимуществом. Для глаз гораздо важнее, чтобы телевизор не "дышал" (не "прыгал размер") при смене яркости сюжета. А вот если оцифровка выполнена плохо (бывает), то 50 герц может оказаться и получше. Дело в том, что для качественного "приготовления" несуществующего кадра, программист должен быть на уровне разработчика формата МПЕГ4, плюс начинка телевизора - соответственно. Самый простой вариант - дублирование кадра - часто оказывается лучше пальцем деланых алгоритмов.
    Несколько слов о качестве люминофора. Это касается обычных ЭЛТ-тепевизоров, именно их усиленно удешевляют и ухудшают (дескать, смотри, какая бяка!). Фиолетовость и ядовитость цветов на многих ЭЛТ-моделях - следствие чрезмерной экономии. Пик спектра свечения люминофора не попадает в нужный цвет - это исправить регулировкой невозможно, иногда можно снизить заметность. Глазам не вредит, но на психику такие цвета точно действуют. У большинства ЭЛТ-моделей, выпускаемых в настоящее время, очень плохая фокусировка - телевизор, которому 15 лет, зачастую показывает чётче.
    Мы не можем не упомянуть проекционные телевизоры на базе трёх кинескопов разных цветов. Телевизор JVC AV-61PRO, 1996 года выпуска, вызывает уважение своей безупречной работой. По ощущениям самый "лёгкий" для глаз. Угол обзора хорошо сбалансирован к размеру. Необходимо пояснить - удобство просмотра проекционного телевизора сильно зависит от правильности изготовления экрана. Применяется голографический способ, и экран привязан к модели по углам рассеяния. А некоторые фирмы "хитрят", просто отпиливая кусок от большого экрана. В результате для модели с маленькой (относительно) диагональю "переливы" исчезают только на слишком большом удалении - это "ляпа" производителя. Примечателен факт, что владельцы таких телевизоров выбирали их не случайно и не хотят менять на другой тип.

    Фирмой "Toshiba" изготавливались, помимо обычных проекционных телевизоров, ЖК-варианты с лампой, просвечивающей сквозь маленькую ЖК-матрицу на большой экран. Мы не рассматриваем это убогое решение, упомянем только про весьма дорогую специфичную лампу, менять которую в этом телевизоре придётся раз в год.


    Ну и наконец, Жидкие Кристаллы. Громкие заявления разных фирм о "технологических прорывах" в данной области, видимо, относятся к штанам разработчиков. Дело в том, что регулирование светового потока здесь происходит механически (кристаллы разворачиваются), и вступают в действие соответствующие законы физики. То есть получить безынерционную систему отображения принципиально невозможно (наше мнение). Но мы хотим плоский экран больше метра, и чтоб недорого и надолго. А это как раз ЖК-технология может.
     Сначала - статичная картинка. Мы с ней знакомы на примере компьютерных ЖК-мониторов. Подход для мониторов и телевизоров необходим разный. На компьютере нам важна работа с текстом, и там вредность может создавать переливчатая окантовка букв. Если производитель использует качественный интерполятор-оцифровщик (скалер), то для борьбы с явлением можно выбрать монитор с большим разрешением (напр. 1600х1200) и выставить его на меньшее (напр. 1024х768). Для телевизионного экрана наоборот - важна динамика. Большое количество медленных пикселей вызовет "песчаную" структуру движущегося изображения. Субъективно приемлемый уровень "песка" имеют на сегодняшний день (2008 год) ЖК-матрицы размерностью 1360х768 пикселей. Матрицы большей размерности имеют эффект "песка" из-за большого разброса скоростей отдельных точек. Производители очень любят "срезать" этот эффект фильтром. "Плоской" же картинка получается из-за классически плохой передачи полутонов у ЖК. Простейший пример "плоской" картинки - просмотр ДВД-фильма на компьютере при 16-битной глубине цвета, - и оно будет вполне устраивать, пока не увидишь, как оно на самом деле должно быть.
     "Если в котлетах не хватает мяса - добавьте перца." Если же плохо вообще всё - добавьте каких-нибудь ненужных функций и разрекламируйте их. В принципе, если оснастить неплохую (по меркам ЖК) матрицу электронными "костылями" достаточной стоимости, то выглядеть будет весьма приемлемо. Однако, что делать нашему покупателю в магазине телевизоров, где на всех экранах "плавают рыбки"? Динамические характеристики телевизора (в сумме матрицы и оцифровщика) лучше всего видны на спортивных трансляциях - хоккей, например, или футбол.
     Главная "ляпа" производителя при выпуске очередной модели ЖК-тепевизора - это любовь "присобачить" матрицу с другой размерностью и характеристиками к оцифровщику, заточенному под конкретную модель ЖК-матрицы. Каждая матрица имеет свои параметры "разворота" от одного цвета к другому, смена типа губит динамические параметры телевизора. При этом "время отклика 8 мс" - величина удава в попугаях. Ситуацию с выбором осложняет, помимо комбинаций матрицы и оцифровщика, ещё и разнообразие ламп подсветки.
    Подведём итоги для ЖК-телевизоров. Приятность их использования - понятие очень субъективное. Из вредных для глаз проявлений есть два - "песок" на движущихся объектах (по-другому: "мельтешит"), что обусловлено матрицей, и возможная "дёрганность" движений при плохой оцифровке. Если же вы столкнулись с фиолетовым отливом, малым углом обзора и низкой в целом ("хвосты") скоростью работы ЖК-матрицы - значит вы находитесь в музее, и где-то рядом должен стоять советский телевизор КВН-49.

    Мы рады, если эта статья помогла вам сориентироваться в тёмном царстве околонаучного бреда. ©ERS

Пожалуйста, не забывайте ставить ссылочку, если используете этот материал.

[Главная][Клиентам][Светотехника телевизоров][К списку статей]

Copyright (c) 2008 ERS company. All rights reserved.

master@erstv.ru